Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский и Митавский
Память 29 сентября / 12 октября
В миру Иван Андреевич Поммер, родился 6 января 1876 года на хуторе Илзессала Праулиенской волости в семье благочестивого православного крестьянина-латыша. Его родители были простые, набожные и благочестивые христиане, а прадед — одним из первых латышей, принявших православную веру. Постоянно помогая родителям в тяжком крестьянском труде, отрок Иоанн рос крепким, физически выносливым. Вместе с тем он отличался вдумчивостью, тягой к познанию Слова Божия и развитым воображением. Учился он прилежно и вел себя примерно. В августе 1887 года он зачисляется в Рижскую духовную школу, окончив которую, в 1891 году поступает в Рижскую духовную семинарию. Уже тогда Иоанн отличался твердостью в вере. В июне 1897 года он окончил полный курс семинарии с дипломом 1-й степени.
В 1897-1899 годах был учителем в Ляудонской приходской школе, а с 1899 по 1900 —в Либаве (ныне Лиепая).
С 1900 по 1904 годы учился в Киевской духовной академии, которую окончил с отличием и степенью кандидата богословия. Здесь в 1903 году по совету праведного Иоанна Кронштадского принял монашество, 23 сентября 1903 года был рукоположен в сан иеродиакона, а 13 июля 1904 года — в сан иеромонаха. Учась в академии, руководил пением академического хора.
С 1904 года — преподаватель Священного Писания в Черниговской духовной семинарии. Быстро стал известен как талантливый педагог. Затем с 1906 года отец Иоанн был инспектором Вологодской духовной семинарии. Проявив твердый характер, участвовал в успешном наведении порядка в этой семинарии в период революционных волнений, что способствовало его быстрому продвижению по службе.
26 сентября 1907 года архиепископом Вологодским был возведен в сан архимандрита и вскоре назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Благодаря неустанным заботам и самоотверженному труду архимандрита Иоанна семинария неузнаваемо преобразилась.
11 марта 1912 года в Александро-Невской лавре собором епископов во главе с митрополитом Московским Владимиром и митрополитом Киевским Флавианом архимандрит Иоанн был рукоположен во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. «Слуцким» владыка Иоанн был лишь по титулу, проживая в Минске.
После кончины архиепископа Херсонского Димитрия, с 4 апреля 1913 года, владыка назначается в Таганрог, на вновь открытую викарную кафедру Екатеринославской епархии, с титулом епископа Таганрогского и Приазовского. Уже на этой кафедре владыка подвергся лживым обвинениям и заточению, но это лишь умножило любовь пасомых к своему архипастырю. Когда епископа заточили в тюрьму, масса народа крестным ходом подошла к темнице и требовала освобождения своего святителя. Не будучи в состоянии противостоять людям, гонители выпустили владыку Иоанна из темницы. Сопровождаемый верной паствой, с пением молитв архипастырь отправился в собор служить благодарственный молебен.
20 сентября 1917 года Патриарх Тихон назначил епископа Иоанна епископом Старицким, викарием Тверской епархии, в которой имелись нестроения. Споспешествуемый помощью Божией мудрый архипастырь быстро наладил церковную жизнь.
С 22 апреля 1918 года владыка Иоанн служил епископом, а затем — архиепископом Пензенским и Саранским. Здесь ему пришлось вести борьбу с «народной Церковью», организованной в Пензе лишенным сана архиепископом Владимиром (Путятой), — одной из первых неканонических церковных группировок обновленческого типа, которая при поддержке большевиков разрушала епархиальную жизнь. Раскольники захватили кафедральный собор Пензы и основные храмы.
К новому месту служения в Пензу архиепископ Иоанн прибыл во вторник на Страстной седмице 1918 года. Верующие встретили его с любовью и окружили знаками самого трогательного внимания, поселелив в загородном мужском монастыре во избежание внезапного нападения. Живоцерковники собирались в Великий Четверг захватить Петро-Павловскую церковь города, но владыка Иоанн вдохновенной проповедью переубедил колеблющихся. Уже первые службы привлекли к нему сердца множества верующих.
Большевистская власть с самого начала отнеслась к новому архипастырю крайне враждебно. У владыки произвели тщательный обыск, учинили допрос, но не нашли даже повода для преследований. Раскольнический лжеепископ и поддерживавшие его чекисты, видя свое полное поражение, решили убить архиепископа Иоанна. Вечером в четверг Светлой седмицы в мужской монастырь вошли два чекиста, сломали двери, и один из нападавших выстрелил в упор в стоящего посреди кельи архиепископа. Но монах спрятавшийся сбоку двери, ударил стрелявшего по руке, и пуля попала владыке в ногу, нанеся лишь небольшую рану, в то время как другие иноки ударили в набат. В келью собрались сбежавшиеся на набат рабочие, которые хотели на месте совершить самосуд над покушавшимися, и только решитешьное вмешательство епископа спасло им жизнь.
Большевики не оставили своих намерений расправиться с архипастырем. В мае 1918 года они открыли артиллерийский огонь по Преображенскому монастырю, где пребывал архиепископ, и несколько снарядов попали в кельи, смежные с кельей владыки Иоанна, не причинив ему вреда. В сентябре 1918 года был произведен тщательный обыск в келье и канцелярии архиепископа Иоанна, не давший никаких результатов, а сам владыка был увезен в губчека на очную ставку. В храмах уже было начали служить панихиды по «новопреставленному» архиепископу Иоанну, но в этот раз большевики отпустили его.
В праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи раскольники предприняли попытку захвата Петропавловской церкви, но владыка вдохновил народ на защиту храма. Тогда архиепископа Иоанна арестовала ЧК, он был заключен в темницу и приготовлен к расстрелу. Но народ Божий требовал освобождения архипастыря, и в последний срок, около часу ночи в день назначенной казни, ему было объявлено, что он свободен.
За время заточения святого исповедника безбожные власти упразднили все органы епархиального управления, но вскоре владыке удалось добиться восстановления епархиального совета и прочих органов.
28 июля 1919 года архиепископ Иоанн был вызван в военный комиссариат, где его подвергли рекрутскому осмотру и признали годным к военной службе, зачислив в тыловое ополчение. По ходатайству приходов епархии явка в ополчение была на время отсрочена. Посещение приходов епархии было невозможно без особого разрешения гонителей. К Пензе приближалась Белая армия, и гонения на Церковь ужесточились, были арестованы виднейшие церковные служители.
В это время по приглашению приходов архиепископ отправился в длительную поездку по епархии. Народ с радостью встречал своего архипастыря. Богослужения проходили с большим духовным подъемом и при стечении огромных масс народа. По возвращении в Пензу, в октябре 1919 года, владыку вновь арестовали, оклеветав в участии в вымышленной чекистами контрреволюционной организации.
В то время арестованных подвергали жесточайшим пыткам, некоторые не выдерживали мучений и клеветали не только на себя, но и на других невинных. Так был оклеветан и расстрелян иподиакон владыки. Эта же участь была уготована и святому. Но владыка потребовал пересмотра дела в Москве. Переведенный в московскую тюрьму, он был помещен в одной камере с уголовными преступниками. Один из свидетелей его заключения рассказывал, что однажды ночью в тюремную камеру был доставлен обмороженный в опьянении преступник. Увидев архиепископа, он начал цинично издеваться, но был остановлен сотоварищами, которые сказали ему, что это архиепископ Пензенский. Владыка, полный христианского милосердия к новому обитателю камеры, отогрел его, кормил и ухаживал за ним. Христианское отношение пробудило в падшем человеке добрые чувства, и он стал помощником святого. Вместе они переносили на носилках тифозных больных, ухаживали за лежащими в беспамятстве, с риском для собственной жизни совершая подвиг христианского милосердия.
В Москве делом архиепископа занялся сам председатель секретно-оперативного отдела ВЧК. Гонители собрали всю клевету, когда-либо воздвигавшуюся на владыку, но не смогли доказать вины, и в марте 1920 года архиепископ Иоанн был оправдан.
Владыка Иоанн уврачевал раскол в Пензенской епархии, и Патриарх назначил его архиепископом Рижским и Митавским. Пензенские клирики и миряне не хотели отпускать его, но ввиду неотступности просьб латвийской паствы святитель Тихон дал окончательное согласие на отъезд архиепископа Иоанна в Латвию, удостоив его благодарственной грамоты за самоотверженный и плодотворный труд на различных местах служения в России.
В 1921 году владыка Иоанн вступил в управление епархией, и по его ходатайству Латвийская Церковь получила широкую автономию, оставаясь в составе Церкви Российской: это решение было утверждено 21 июня 1921 года патриархом Тихоном, Синодом и Высшим Церковным Советом.
Владыка Иоанн пользовался большим авторитетом среди православных верующих — как латышей, так и русских. В 1923 на Соборе Православной Церкви в Латвии был принят ее устав, обеспечивающей всем членам Церкви без различия национальностей предусмотренные канонами права.
В 1926-1931 годах владыка состоял депутатом латвийского Сейма, в котором активно защищал интересы Православной Церкви и нередко вступал в конфликты с представителями левых партий. В 1926 году он добился принятия закона о юридическом положении Православной Церкви в Латвии, в котором говорилось, что она имеет право «свободно и открыто проводить в жизнь» православное вероучение. Церкви и ее учреждениям принадлежали права юридических лиц, гарантировались имущественные права, разрешалось создание религиозных школ, учреждение православных обществ и союзов, а решения духовной власти в канонических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях. Во исполнение этого закона уже 1 декабря 1926 была вновь открыта Рижская духовная семинария. Кроме того, владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии. При его участии были приняты законы, регламентирующие открытие русских учебных заведений, основные русские школы и гимназии стали получать пособия из фонда культуры. Количество русских учебных заведений в итоге увеличилось, были открыты народные библиотеки, было улучшено положение в дошкольном образовании.
Здоровье архиепископа было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Страдая телесными недугами, он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера место своей мученической кончины. Здесь архиепископ Иоанн был убит в ночь с 11 на 12 октября 1934 года. Архиепископа привязали к снятой с петель двери и подвергли на верстаке страшным пыткам. Всё свидетельствовало о том, что ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и живого предали огню.
Наиболее распространенная версия связывает убийство архиепископа Иоанна с деятельностью советских агентов. Обращается внимание на тайные связи главы Латвийской Церкви с православными верующими в СССР, от которых он получал информацию о гонениях на религию — это могло вызвать недовольство представителей советской власти. Кроме того, как политический деятель Латвии и депутат Сейма, архиепископ Иоанн был последовательным антикоммунистом и критиком просоветских сил в своей стране.
В 2001 году владыка Иоанн был прославлен в лике местночтимых святых Собором Латвийской Православной Церкви. Торжества ознаменовались крестным ходом через весь город; на торжественном богослужении присутствовали президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, представители Сейма, местного самоуправления, Католической и Лютеранской Церквей.
В том же году решением Священного Синода Русской Православной Церкви имя владыки Иоанна включено в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
В 2003 году состоялось перенесение обретенных нетленными мощей священномученика Иоанна из храма Покрова Пресвятой Богородицы на Покровском кладбище Риги в кафедральный собор Рождества Христова.