Традиции памяти в Минской духовной семинарии

MG_85641.jpgДоклад проректора по научной работе Минских духовных академии и семинарии доцента А.В. Слесарева на торжественном годичном акте Минской духовной семинарии. 12 февраля 2016 года.

Одним из важнейших средств сохранения религиозной, национальной и культурной идентичности любого народа является поддержание традиций исторической памяти. Осознавая это, администрация и преподавательский коллектив Минской духовной семинарии видят своей задачей поддержание и развитие памяти о белорусском церковном прошлом, духовной культуре и национальных традициях.

Развитие мемориальной культуры как в богословских, так и в светских учебных заведениях необходимо по той причине, что передача исторической информации выполняет духовно-назидательные и воспитательные функции. Обращенность к прошлому позволяет усваивать духовный опыт ушедших поколений, вдохновляться лучшими примерами реализации жизненного призвания. Смысл развития культуры памяти прекрасно выразил в конце XVIII века митрополит Московской Платон (Левшин). На установленной им в Троице-Сергиевой лавре памятной доске-медальоне, посвященной святым этой древней обители, начертаны слова:

Они на Небесах: им слава не нужна,
К подобным нас делам должна вести она.

Иными словами, сохранение памяти о выдающихся людях прошлого способствует передаче духовных ценностей из поколения в поколение.

Развитие традиций памяти в Минской духовной семинарии имеет глубокие основания. Возводя свое историческое преемство к дореволюционной Минской духовной семинарии, учрежденной в 1785 году, и Литовской духовной семинарии в Жировичах, учрежденной в 1828 году, наше учебное заведение является одним из старейших высших учебных заведений, действующих в настоящее время на территории Республики Беларусь.

Одной из ключевых фигур в истории не только семинарии, но и белорусского Православия в целом, является митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко) (1799-1868). Будучи выходцем из среды униатского духовенства, он инициировал открытие семинарии в Жировичах, на которую возлагал надежды по воспитанию нового поколения греко-католического духовенства, способного на воссоединение с Православной Церковью. Итогом первого десятилетия существования семинарии стало проведение в 1839 году Полоцкого церковного Собора, возвратившего белорусов в лоно Православной Церкви.

Традиция ежегодного поминовения митрополита Иосифа и всех его сподвижников, потрудившихся в деле воссоединения униатов, была заложена в Минской духовной семинарии в 2001 году. Ежегодно 6 декабря, в день смерти святителя, проходили научные чтения, посвященные памяти митрополита Иосифа и ориентированные на осмысление его духовного наследия. К сожалению, во второй пол. 2000-х годов традиция проведения чтений была прервана на несколько лет. В 2012 году, после назначения на должность ректора семинарии архиепископа Новогрудского и Лидского Гурия, добрая традиция ежегодного проведения научных чтений памяти митрополита Иосифа была восстановлена и, мы надеемся, более не будет прерываться.

Еще одним средством сохранения памяти о митрополите-воссоединителе стало решение Ученого Совета от 4 января 2016 года об учреждении в Минской духовной семинарии премии имени митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко). Согласно принятому положению, премия имеет три степени и является единовременной выплатой в качестве поощрения студентов Минской духовной семинарии за высокую успеваемость, высокие показатели научной деятельности, а также за высокую активность в жизни духовной школы.

Особым направлением развития мемориальных традиций в Минской духовной семинарии является формирование тематических экспозиций церковно-археологического музея, начавшего свою работу в 2014 году. В настоящее время музей семинарии включает в себя три зала, два из которых посвящены церковному искусству и редкой книге. В третьем зале представлены артефакты, имеющие непосредственное отношение к митрополиту Иосифу (Семашко), дореволюционным Литовской и Минской духовной семинарии.

Помимо музейной экспозиции, на первом и втором этажах учебного корпуса представлена фотовыставка, посвященная истории Минской духовной семинарии, ее преподавателям и наиболее прославленным выпускникам. Среди наиболее известных из них можно назвать востоковеда и первого российского консула в Японии И.А. Гошкевича (1814–1875), этнографа и писателя П.М. Шпилевского (1823–1861), историка, археолога и этнографа И.П. Боричевского (1810–1887), филолога-слависта академика Е.Ф. Карского (1860–1931), одного из создателей Национальной академии наук Беларуси Аркадия Смолича (1891-1938) и многих других. Особое место среди известных выпускников семинарии занимают новомученики ХХ века, пострадавшие в годы массовых репрессий и причисленные Православной Церковью к лику святых.

Открытием фотовыставки не ограничивается наша деятельность по увековечению памяти о знаменитых выпускниках. В настоящее время проводится работа по формированию экспозиции нового (четвертого) зала церковно-археологического музея, посвященного именитым выпускникам Минской духовной семинарии.

Кроме того, по инициативе и благословению ректора архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия осуществляется подготовка научно-справочного издания, посвященного знаменитым выпускникам семинарии. Выполнением данного исследовательского проекта занимается профессор Минской духовной академии иерей Гордей Щеглов, доктор церковной истории.

Духовному подвигу новомучеников и исповедников Белорусской Православной Церкви в ХХ веке будут посвящены запланированные на май 2016 года Научные чтения, проведение которых на базе Минской духовной семинарии предполагается сделать ежегодным.

Особое внимание в семинарии уделяется сохранению и развитию памяти о преподавателях, осуществлявших свое педагогические служение в непростые для Церкви годы советской власти. Прекратившая свое существование через несколько месяцев после Октябрьской революции, Минская духовная семинария возродила свою деятельность в 1947 году. Проработав шестнадцать лет, она была вынуждена снова прекратить свою деятельность из-за ужесточения государственной религиозной политики.

Одной из наиболее примечательных персоналий этого периода является преподаватель и секретарь совета семинарии священник Виталий Боровой (1916-2008), впоследствии протопресвитер, профессор Ленинградской и Московской духовных академий, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, представитель Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей. Именно отец Виталий во второй половине 1940-х гг. стоял у истоков возрождения богословской школы в Белоруссии, сперва организовав при Жировичском монастыре пастырско-богословский курсы, а затем приложив немало трудов по преобразованию их в семинарию.

Полагая необходимым поддержание памяти о протопресвитере Виталии Боровом, администрация Минской духовной семинарии организовывала проведение вечеров памяти, а 3 октября 2015 года Международную научно-богословскую конференцию, посвященную духовному наследию известного священнослужителя. В работе конференции приняли участие православные иерархи, богословы и ученые из Беларуси, России, Польши, Литвы и США. В день проведения конференции на здании учебного корпуса семинарии была открыта и освящена мемориальная доска протопресвитеру Виталию Боровому.

Осознавая важность развития мемориальной эпиграфики, руководство Минской духовной семинарии в настоящее время изучает вопрос возможности изготовления и установления на здании учебного корпуса мемориальной доски митрополиту Виленскому и Литовскому Иосифу (Семашко).

Важным направлением развития традиций памяти в Минской духовной семинарии видится создание мемориальных аудиторий. К сегодняшнему праздничному дню подготовлена мемориальная аудитория имени профессора Д.П. Огицкого.

Дмитрий Петрович родился в 1908 году в семье православного священника, многие годы совершавшего служение на приходах Гродненщины. Образование будущий профессор получил в Виленской духовной семинарии, Православном богословском отделении Варшавского университета и Виленском университете. Свою преподавательскую деятельность начал во второй половине 1930-х годов в Виленской духовной семинарии. После начала Второй мировой войны преподавал в начальной школе города Щучина на территории современной Гродненской области.

В 1947 году Дмитрий Петрович был приглашен на преподавательскую должность в готовившуюся к открытию Минскую духовную семинарию в Жировичах. Проработав два учебных года, он по причине неблагоприятного стечения внешних обстоятельств был вынужден покинуть любимую им белорусскую землю. В 1949-1960 годы он занимал должность преподавателя и инспектора (проректора по воспитательной работе) Ставропольской духовной семинарии. В 1960 году Дмитрий Петрович вернулся в Жировичи и был снова принят на преподавательскую должность.

После закрытия в 1963 году Минской духовной семинарии он был принят в Московские духовные академию и семинарию, где преподавал греческий язык и историю западных исповеданий.

Будучи широко эрудированным церковным ученым, владея несколькими современными европейскими и древними языками, Д.П. Огицкий был вскоре назначен заведующим аспирантурой при Московской духовной академии, членом редколлегии журнала «Богословские труды», являвшимся в то время главным церковным научным изданием, членом Синодальной комиссии по вопросам церковного единства. В Московской духовной академии Дмитрий Петрович защитил докторскую диссертацию и был удостоен звания профессора.

Многогранность личности профессора Д.П. Огицкого проявилась в широте его научных интересов, простиравшихся в такие области как богословие[1], история византийской церкви[2], римского католицизма, протестантизма, календарная проблематика[3]. Его перу принадлежат учебники по для духовных учебных заведений по древнегреческому языку и истории западных исповеданий. Будучи белорусом, Дмитрий Петрович с увлечением занимался изучением церковной истории родного края. В своих научных публикациях, опубликованных в журнале «Богословские труды», он убедительно и аргументированно развенчивал утверждения польских католических историков, отрицавших факт мученической кончины за Христа трех Виленских мучеников при великом князе литовском Ольгерде. Обращаясь к русским, византийским, сербским и польским источникам, профессор Огицкий опровергал утверждения о легендарном или позднем московском происхождении сказания об этих святых, традиционно считавшихся небесными покровителями православного населения Великого княжества Литовского[4]. Отдельное исследование Дмитрий Петрович посвятил Великому князю литовскому Войшелку[5].

Профессор Д.П. Огицкий проявлял большой интерес к литургической традиции Православной Церкви. В настоящее время опубликована переписка Дмитрия Петровича с известным церковным иерархом святителем Афанасием (Сахаровым), посвященная главным образом литургической проблематике[6].

После выхода на пенсию в 1976 году, профессор покинул Троице-Сергиеву Ливру и поселился в родительском доме в городе Щучине Гродненской области.

5 октября 1994 года Дмитрий Петрович Огицкий скончался.

Планируемое сегодня открытие мемориальной аудитории, посвященной профессору Д.П. Огицкому, станет очередным шагом к сохранению памяти о выдающихся сынах Православной Церкви Белой Руси и внесет свою лепту в развитие общенациональных традиций памяти.


 

[1] Огицкий, Д.П. Крещенный человек как сотрудник в примиряющем действии Бога в мире // Богословские труды. – 1973. – № 10. – С. 94-97.

[2] Огицкий, Д.П. Профессор Франциск Дворник о Патриархе Фотии I / Д.П. Огицкий // Богословские труды. – 1985. – № 26. – С. 241-268.

[3] Огицкий, Д.П. Проблема церковного календаря / Д.П. Огицкий // Богословские труды. – 1968. – № 4. – С. 109-116; Огицкий, Д.П. Канонические нормы православной пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени // Богословские труды. – 1971. – № 7. – С. 204-211.

[4] Огицкий, Д.П. К истории Виленских мучеников / Д.П. Огицкий // Богословские труды. – 1984. – № 25. – С. 226-245.

[5] Огицкий, Д.П. Великий князь Войшелк / Д.П. Огицкий // Богословские труды. – 1983. – № 24. – С. 171-196.

[6] Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. – 1997. – № 7. – С. 66-80.