К 35-летию Минского духовного училища. Первый директор МинДУ протодиакон Николай Авсиевич: «Люди с воодушевлением восприняли возможность учиться»

18 декабря 2024

449148.b.jpgВ нынешнем году Минскому духовному училищу исполнилось три с половиной десятилетия. К юбилею у МинДУ уже 2000 выпускников и 5 учебных отделений.  Посвященная значимой дате статья Елены Наследышевой вышла на сайте pravoslavie.ru. Об истории и современности училища рассказали нынешний директор училища протоиерей Иоанн Задорожин и два прежних директора, руководивших им на разных этапах развития – протодиакон Николай Авсиевич и Вячеслав Дмитриевич Изотов.

 «Пробуем, экспериментируем, ищем правильные варианты»

Протоиерей Иоанн Задорожин, директор Минского духовного училища с июля 2014 года. До этого возглавлял Школу катехизаторов, которая в том же году вместе со Школой звонарей вошла в состав Минского духовного училища. Окончил Санкт-Петербургские духовные семинарию и академию.

01.jpg

– Отец Иоанн, как бы вы описали основное предназначение духовного училища?

– Его основное предназначение, в общем-то, не отличается от предназначения всей Церкви: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). То есть это, прежде всего, возвещение радостной вести о том, что Христос пришел в мир, что Он победил смерть, дал нам жизнь вечную и радость встречи с Ним уже в этой жизни.

Мы стараемся, чтобы во всех наших обучающих программах основополагающей была тема смысла жизни – зачем мы живем. Это главный вопрос, который должен волновать человека. Поэтому предназначение училища – это просвещение и миссионерство.

– Какие люди приходят учиться – возраст, профессии, социальный статус?

– Что касается регентско-певческого отделения (дневной формы обучения), там только молодежь. На других отделениях (вечерняя форма обучения) люди самых разных возрастов. Есть и студенты вузов, и работающие, и пенсионеры. Самые разные профессии. И все активно между собой общаются.

02.jpg

– Вы лично считаете какое-то отделение приоритетным, или все одинаково важны?

– Поначалу, когда только произошло объединение трех школ, мне, конечно, катехизаторы были как-то ближе, потому что я как руководитель все там знал, сам все выстраивал. Но вот прошло время, и для меня все – одинаково родные, близкие, ко всем уже привык. Я увидел глаза ребят, которые учатся на дневном отделении. Ну, дети! И настолько за них переживаешь, чтобы они и покушали вовремя, и отдыхали хорошо, и могли культурно обогатиться. Поэтому в музеи их отправляем, экскурсии проводим, паломничества.

– А в смысле важности получаемой профессии? Звонарь, катехизатор, иконописец, регент – у них одинаковые возможности в деле миссионерства?

– Выделить кого-то по важности не могу. Апостол Павел говорит: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» (1 Кор. 12: 4, 5). В Теле Христовом так же, как и в теле человека, важно все. И одно без другого жить не может.

03.jpg

– На ваш взгляд, за те 10 лет, которые вы состоите в должности директора училища, что самое важное и существенное произошло здесь?

– Училище проходит свой путь роста. Если раньше мы готовили в основном чтецов, певцов, регентов, звонарей, катехизаторов, то теперь заняли те ниши в деле проповеди Евангелия Христова, которые ранее не занимали. И новые направления обучения востребованы. Через них ведется активная миссионерская деятельность.

04.jpg

Казалось бы, как можно вести миссионерскую деятельность, например, через украшение храма? А это происходит. Люди, пришедшие на курсы флористики, знакомятся с церковной жизнью, потому что пересекаются с другими отделениями и общаются с более воцерковленными людьми. Происходит миссионерство, взаимообмен.

Люди сейчас другие – через новости, интернет они отягощены множеством информации, причем тревожной, и крайне важно через занятие ручным трудом хоть немного отвлечь их в практическую плоскость.

005.jpg

Важная веха – открытие отделения церковного искусства и специальности «Иконопись». Это была моя мечта, чтобы люди приобщались к церковному искусству, особенно к иконописи, развивали свои таланты в благом, правильном, каноническом искусстве, духовно возрастали и возвышались. Слава Богу, это удалось – по благословению Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Минского и Заславского Вениамина, с помощью наших попечителей, а самое главное – усердием наших преподавателей, замечательных иконописцев. Возглавляет мастерскую священник Алексей Шишко. Очень, очень увлеченный своим делом человек! Я очень рад, что отец Алексей не замыкается на своем приходе и привлек в свою команду ряд единомышленников – Ирину Михайловну Бурьяк и Евгению Владимировну Булацкую.

006.jpg

Наше новое отделение дополнительного образования – это курсы по философии, по психологии, флористике, экскурсоведению.

Мы ведем планомерную работу по катехизации тех, кто отбывает наказание в тюремных структурах.

Впервые на территории постсоветского пространства мы пришли в места лишения свободы через онлайн-платформу, онлайн-курсы – уже второй год совместно с Департаментом исполнения наказаний МВД Республики Беларусь ведем планомерную работу по катехизации тех, кто отбывает наказание в тюремных структурах. Для всех желающих организован спецкурс «Основы православной веры и христианской нравственности». Что очень важно, потому что люди находятся там в особых условиях, а это своего рода утешение в виде изучения Священного Писания, бесед со священником, пускай через экран компьютера. 

– Эти курсы ведут преподаватели-священники?

– Да, больше священников.

– Сначала вы руководили Школой катехизаторов, а 10 лет тому назад произошло объединение трех духовных школ. Чья это была идея? 

– Это Митрополит Павел (Пономарев) всех объединил, его Господь умудрил сделать так. И мы видим, что это дало благие плоды – стало больше единообразия, дисциплины и общения. 

007.jpg

– За последние годы как-то изменились задачи обучения и сами учащиеся?

– Конечно, аудитория поменялась. Тогда люди не были еще отягощены интернетом, было много молодежи. Теперь в основном приходят люди взрослые, молодежи не так много. Но мы ищем новые способы проповеди, стараемся найти правильные инструменты для того, чтобы в интернете достучаться до сердец молодых людей и вытащить их из виртуального мира в мир реальный.

Раньше было горение. Сейчас из-за суеты, еще раз подчеркиваю – из-за обилия информации – люди немножко потухшие. И чтобы их расшевелить, нужны некоторые усилия. В общем, нужно стараться и не унывать, а переосмысливать новые условия, которые возникают в мире, и находить новые пути для проповеди и обучения.

– Да, 10 –20 лет назад стоял вопрос дать желающим и ищущим азы Православия, а нынче миряне приходят в духовное училище, уже имея багаж знаний…

– Раньше люди шли охотно, получали образование вживую. А сейчас большей частью в интернете ищут какие-то курсы. Но все равно, никакие онлайн-курсы не заменят живое общение с преподавателем. Однако понимают это единицы. В нынешнее время мы стараемся через новые инструменты уловить те души, которые стремятся к Богу, ко Христу, и направить их в нужное русло.

– Согласитесь, не все инструменты, которые предлагает современный технический прогресс, годятся для проповеди и миссионерства?

– Не все, конечно. Но я знаю священника, который проповедует через TikTok, и аудитория у него прибавляется. Можно найти правильные инструменты даже там.

008.jpg

– Только вот удастся ли удержать внимание фанатов TikTok серьезно и надолго, у них же другое, измененное сознание? У нас еще нет такого опыта, результатов решения совершенно новых задач…

– Мы только учимся это делать, пробуем, экспериментируем, ищем правильные варианты, чтобы не проповедовать обмирщвленным способом и тем самым не умалять проповедь, оставаться самими собой и хранить высокий евангельский дух Православия.

Как прежде, так и в настоящее время главное для училища – познакомить учащихся с правильным христианским духом, с Православием, показать им красоту богослужения и тот путь молитвы, через который можно получить утешение. Через общение и личный пример привести их, еще раз подчеркиваю, в правильную духовную жизнь, о которой мы часто забываем.

На фоне разнообразных проектов и событий мы забываем о важности каждодневной духовной жизни, молитвы, внимательности к себе. Вот этому надо научить людей, которые приходят в духовное училище. Это база, основа! Можно дать просто знания, чисто теорию, но, как говорит апостол Павел, «знание надмевает» (1 Кор. 8, 1).

– «А любовь назидает» – то есть более важно уметь воплощать теорию в жизнь?

– Да, это самое сложное, и потому учащиеся нашего дневного отделения участвуют в богослужениях в домовом храме духовной академии, другие помогают на иных приходах – и так происходит вхождение в церковную жизнь.

– Понятно, что священнослужитель должен глубоко знать вероучение, чтобы и проповедь грамотно сказать, и ответить на какой-то сложный, каверзный вопрос. А всякому другому христианину нужно ли знание нюансов богословия, или, может, достаточно знания основ вероучения?

– Знаете, простой, незаметный верующий может быть гораздо более искусным богословом, чем священник. А в каком смысле он может хорошо знать богословие? Истинное богословие – это не знание каких-то теоретических постулатов, а духовная жизнь. Богослов тот, кто имеет практическую духовную жизнь.

– Так все же, насколько систематизация, анализ, некий критический подход, свойственный науке, тому же богословию, согласуются с верой, где, в общем-то, все построено на доверии, на «уверенности в невидимом»?

– Мы существа духовно-материальные, поэтому у нас все взаимосвязано. Какие-то внешние вещи, которые мы делаем неправильно, вредят нашей душе. То есть видимые вещи вредят невидимому миру. И наоборот – неправильное духовное состояние человека, его поведение как индивидуума вредит внешнему, вообще его жизни как таковой. Может полностью разрушить его жизнь. И не только его, кстати.

Мы создаем вокруг себя атмосферу либо комфортную для других, либо ужасную. Адское внутреннее состояние – когда человек, как спичка, зажигается, раздражается, нетерпелив, завистлив, горд и так далее – приводит к тому, что с ним некомфортно, тяжело…

А знания… По слову апостольскому, знания нужны для того, чтобы дать адекватный ответ о своей вере и о своем уповании. Потому что вера – это не что-то эфемерное, абстрактное, а нечто конкретное.

Знания, особенно знание Священного Писания, помогают человеку увидеть себя: а на правильном ли я пути, какова моя духовная жизнь? А может, я в прелесть впал, может, это мои эмоции? Апостол Павел говорит о том, каков критерий правильной духовной жизни: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22, 23). Вот те критерии, маркеры, индикаторы, которые говорят человеку: ты на правильном пути. А если в тебе этого нет, то хоть сто или тысячу поклонов сделай…

Внешнее и внутреннее – это взаимосообщающиеся сосуды. То есть поклоны важны, их никто не отменяет, и молитвы важны, но все это должно быть осознанно, со смыслом – не просто молитву вычитал, а помолился, не чисто внешне соблюдаю пост, а способен воздержаться от какой-то гадости. Да, вместе с воздержанием от котлетки могу воздержать свой язык от осуждения. Надо всегда иметь рассуждение. Все синергично, теория и практика рядышком идут.

009.jpg

– Вы говорили о важности в процессе обучения личного примера, передачи опыта. Скажите несколько слов о его носителях – преподавателях МинДУ.

– Преподаватели, люди – это основа. Просто стен и учебников недостаточно! А педагоги у нас замечательные, особенно те, которые трудятся на регентско-певческом отделении с момента основания училища: протодиакон Николай Авсиевич, первый директор училища; профессор Николай Васильевич Шиманский; Таисия Александровна Миронова, Наталья Васильевна Воротникова. Они все сейчас работают вместе с молодыми, но не менее выдающимися преподавателями, опытными дирижерами: это Галина Леонидовна Романюк, Виталий Иванович Соболевский, матушка Ольга Михайловна Шолкова, их много. И вот эта встреча поколений, на мой взгляд, дала училищу преемственность, сохранение и приумножение традиций.

Без преемственности нет учебного заведения. Она дает молодому поколению педагогов возможность найти свои, современные пути передачи знаний нынешней молодежи, возможность показать все богатство, всю палитру наследия церковной культуры в разных ее проявлениях.

010.jpg

И очень важно, что сейчас училище занимается вместе с Минской духовной академией. Это произошло благодаря, конечно, Промыслу Божию и благословению Митрополита Павла, тогда еще Экзарха всея Беларуси.

– Имеете в виду, что в здании МинДА училищу предоставлены учебные аудитории кроме тех, что есть на территории прихода иконы «Всех скорбящих Радость»?

– Да. И это дало свои плоды, в том числе стали образовываться новые семьи: женятся академисты и наши учащиеся – девушки регентско-певческого отделения.

Само географическое расположение учебного корпуса академии – в центре города – работает в пользу миссии, проповеди.

011.jpg

– И наш кафедральный собор рядом с его святынями…

– Да, Минская семинария – под сенью Жировичской иконы Божией Матери, а академия и училище – под сенью Минской иконы и под покровительством святой княжны Софии Слуцкой. В этом видна промыслительная рука Божия, направляющая нас через наших правящих архиереев.

Вот и владыка Вениамин еще до того, как стал Патриаршим Экзархом всея Беларуси, все годы, сколько я являюсь директором, по благословлению Митрополита Филарета, будучи тогда викарным епископом, осуществлял духовное окормление училища, по-отечески помогал нам, направлял, наставлял. Я очень рад, что и сейчас благодаря его советам, вниманию, благословению мы развиваемся дальше.

 

«Мы были первопроходцами»

Протодиакон Николай Авсиевич, первый директор Минского духовного училища. Нес это послушание 5 лет – с момента возрождения училища в 1989 году до 1994 года. Учился в Одесской семинарии, затем в Московской духовной академии, где параллельно окончил регентский класс под руководством известнейшего регента Н. В. Матвеева. Свое церковное служение начал в 1980 году в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска и до сих пор служит здесь в звании протодиакона, а также преподает в МинДУ.

 – Отец Николай, расскажите, как и с чего началась работа училища.

– В 1988 году, после празднования 1000-летия Крещения Руси, началось возрождение церковной жизни, и приснопамятный владыка Филарет стал настоящим миссионером для Беларуси. Владыка возродил все – приходы, штат священников, колокольный звон, епархиальные псаломщицкие курсы – все-все. И возродил так тонко, медленно, красиво, аккуратно, не ломая ничего, как может только талантливейший, глубочайший человек. Это не только миссионер, а личность, глыба, ведь он все в Беларуси поднял на высочайший уровень! И дай Бог, чтобы этот уровень сохранился, сколько мы будем жить.

13.jpgПомню, в 1989 году зимой Митрополит вызывает меня и говорит:

– Отец Николай, давай будем возрождать духовное училище.

Я отвечаю:

– Владыка, я не знаю, как.

– Я тоже не знаю.

– Владыко святый! Благословите, я поеду в Одесскую семинарию. Там у меня остались конспекты, поговорю с преподавателями.

Я съездил, меня в Одессе очень радостно встретили, подарили конспекты. И начали мы работать. Начали преподавать Новый и Ветхий Заветы, музыку. Таисия Александровна Миронова преподавала теорию музыки, покойные протодиакон Леонид Ракицкий – гласовое пение, а иеромонах Серафим, иподиакон владыки, – Закон Божий. Я преподавал церковный Устав.

Так в январе 1989 года впервые после революции на территории Советского Союза, еще до его распада, открылось духовное училище. Оно было самым первым – только на следующий год открыли в Москве. Мы были первопроходцами.

14.jpg– А сколько вообще собралось педагогов? Около десятка получилось?

– Да что вы! Начинали всего с шести. А потом подключались другие, даже некоторые ученики стали преподавателями. Например, игумен Геннадий (Мошенский), когда-то он был дирижером в оперном театре.

– Более того, с 1980 года он заслуженный деятель искусств БССР.

– Так вот, когда этот человек с первым набором пришел в училище, я его прозвал «совопросник века сего», потому что он задавал мне такие вопросы, на которые я не мог ответить сразу. Приходилось искать источники – литературу. То есть человек интересовался глубоко. А позже он сменил меня на посту директора духовного училища.

– Самое интересное: сколько народу пришло учиться в том памятном 1989-м?

– 71 человек. Были среди них и люди в возрасте, лет 70-ти, и матушки, которые управляли хором у своих батюшек. Для поступления в училище надо было только взять благословение священника и предоставить справку о крещении. Приехали тогда к нам со всей БССР – изначально ведь одна епархия была.

И очень интересно владыка Филарет выразился: «Ну что, отец Николай, со всех сел Бог свел. Давай всех принимать! Будем учить». Удивительные слова!

– А в последующие годы количество учащихся росло?

– Нет, но в пределах 40–50 человек всегда было. Позже в Слониме открылось духовное училище и в других местах…

– Какие сроки обучения были в те первые годы работы училища?

– Вначале обучение длилось один год. Для чего? Чтобы быстрей обеспечить вновь открытые приходы псаломщиками. Людей не хватало абсолютно.

Сложный вопрос был: где всем приезжим ночевать. Устраивали в гостиницу. Искали, чтоб подешевле. В этом помогал Иван Наумович Цырульник из канцелярии епархии. Кормили всех обедом в столовой. Правда, учащиеся приезжали только на три дня: понедельник, вторник и среду.

У нас было три специальности: регент-псаломщик, который мог создавать хор и дирижировать им; псаломщик, который мог запевать и знал, как соединять службы; и просто чтец, которым мог быть человеком, не имеющим слуха. Даже бабушек учили этому.

012.jpg

– Расскажите о каких-то особых, знаковых событиях в истории училища.

– В 1991 году мы принимали Святейшего Патриарха Алексия, на выпускном вечере он лично вручал выпускникам документы об окончании училища. Это было, конечно, незабываемо: сам Патриарх! Радость была и когда какие-то делегации приезжали, преподаватели из Москвы…

Люди с энтузиазмом, с воодушевлением, с необыкновенной любовью восприняли возможность учиться. А потом разъехались по всей Беларуси, и даже в Иерусалиме есть наши ученики. Кто-то в монашество пошел…

– Как шло развитие духовного училища?

– Мы возрастали постепенно. Начали с минимума: дать учащимся Ветхий Завет, Новый Завет, литургику для практического применения. Ну и по музыке, насколько кто мог воспринять: сольфеджио, гармонию, пианино. Позже добавились другие дисциплины: и нравственное богословие, и катехизис. Главное для нас было, чтобы человек мог объяснить вопросы веры «совопросникам века сего», дать ответ, когда его спрашивают. Это был минимум, который постепенно вырос в огромное духовное училище.

– После долгого периода атеизма как люди реагировали на новые знания, на училище с новой, духовной спецификой?

– В основном был энтузиазм, слушали с открытым ртом, потому что ничего подобного до этого не слышали. Людям рассказывали настоящее учение Церкви, и они с радостью воспринимали, и бояться уже было нечего. Порыв был необыкновенный, все как бы вырвались из тьмы, из каких-то уз и хотели узнать как можно больше. Люди искали знаний, просто рвались к ним. Спрашивали, где еще почитать, где найти.

Брали все книги, какие были. На полках ничего не залеживалось. Это потом появился такой объем литературы, что священники не могли справиться и все просмотреть – бывали же и опасные книги. Много вопросов задавали. Озадачивали. Приходилось искать ответы. Но это хорошо.

Я вам скажу, что и сегодня катехизаторское отделение духовного училища очень востребовано. Ведь люди вечером, уставшие после рабочего дня, идут познавать, им интересно. Они хотят правильно поступать с людьми на работе и в семье. Это большое дело. Там искание веры, даже порой искание себя.

– Когда смотришь на фото первых выпускников, возникает вопрос: почему все они сделаны в епархиальном управлении?

– Тогда же не было другого места для занятий духовного училища, и потому они проходили в епархиальном управлении. Владыка Филарет жил там же и всегда поздно ложился, спал три-четыре часа – и уезжал на приходы. А тут приходят, начинают играть на фортепиано… И он все это переносил с любовью. Владыка настолько объединял всех своим терпением!

И знаете, что интересно, в те первые годы эти 70 человек были как семья, в полном смысле слова. Все друг друга поддерживали, никаких антагонизмов. Трудности, конечно, были, но все покрывалось любовью – она объединяла.

 

«Наше училище – как большая семья»

Вячеслав Дмитриевич Изотов, 10 лет (с 2004 по 2014 гг.) руководил Минским духовным училищем как его директор. Начал работать здесь сразу после завершения учебы – выпускник МинДУ 2000 года. Ныне трудится в должности заместителя директора по административно-хозяйственной работе. Многодетный отец, имеет семерых детей.

014.jpg

– Вы сменили на посту директора Александра Ивановича Турова?

– Когда я учился на втором курсе регентско-певческого отделения духовного училища, в 1998-м, он стал его директором. У Турова колоссальный опыт: он был преподавателем и инспектором в Минской духовной семинарии, окончил Московскую духовную академию.

На мой взгляд, одна из важнейших заслуг Александра Ивановича состоит в том, что во время его руководства была начата и проведена огромная работа по систематизации и структурированию учебно-методической документации, протоколов заседаний Педагогического совета, учебных планов и прочих документов. Это поставило училище на новый уровень развития.

При А. И. Турове обучение стало трехгодичным. И это большой плюс, потому что сложно было освоить всю программу обучения за два года.

Александр Иванович был инициатором создания Попечительского совета МинДУ. В состав этого совета вошли руководители предприятий, которые согласились на постоянной основе оказывать финансовую и материальную помощь нашей духовной школе. 

– Какие знаковые моменты развития училища были в период вашей работы директором?

– Один из них, новаторский – открытие вечерней формы обучения. Четыре выпускника школы катехизаторов (в то время мы были отдельными учебными заведениями), где учеба шла по вечерам, захотели стать певчими. Они пришли к нам. Но у нас тогда не было вечерней формы обучения, которая им подходила, только дневная.

Они написали прошения, я добавил свой рапорт и отвез в Епархиальное управление для получения резолюции Его Высокопреосвященства. Митрополит Филарет предложил сначала открыть вечерний факультатив. Наши педагоги поддержали это начинание. Эти четверо – молодцы, постоянно ходили, занимались и в конце обучения показали хорошие результаты.

Эксперимент прошел удачно. И тогда уже мы открыли вечернюю форму обучения на регентско-певческом отделении. С течением времени эта форма обучения развивалась и стала трехгодичной.

Еще один этап развития училища начался со следующей истории: однажды пришла ко мне на прием минчанка Елена Тарасова, которая по состоянию здоровья улетела жить в Турцию, в Стамбул. Она имела музыкальное образование – окончила Институт культуры, – но не имела духовного. Будучи верующим человеком, она нашла в Стамбуле подворье русского монастыря святого Пантелеимона на Афоне, ходила туда на службы и потихонечку начала помогать там на клиросе. Но ей не хватало знаний.

Она предложила мне открыть заочную форму обучения, сказав: «Я буду одна из первых, кто будет у вас учиться». И потом сложилось так, что еще несколько человек заявили о своем желании обучаться заочно.

Когда на педсовете мы стали обсуждать этот вопрос, то сначала реакция была категорически отрицательная: как можно учить пению заочно?! Это невозможно! Но выступил наш преподаватель и секретарь Педагогического совета, профессор Николай Васильевич Шиманский. Его слово оказалось решающим.

– Что же он сказал?

– Что заочное отделение есть в академии музыки, что оно работает и приносит хорошие плоды. Такой опыт есть, и он положительный.

Митрополит Филарет благословил – и мы открыли заочную форму обучения. Причем очень строго подошли к вопросу: определили, что у абитуриента должна быть минимальная музыкальная подготовка – хотя бы пять лет музыкальной школы. Правда, потом были примеры, когда приходили ребята без музыкального образования, но очень одаренные, и успешно, наравне с другими учащимися, оканчивали духовное училище.

Заочная форма была сначала двухгодичной, а потом стала трехгодичной. Поначалу было очень тяжело… Но сейчас заочно обучается регентов больше, чем на дневной форме обучения. Оказалось, что такое обучение очень востребовано. К нам потянулись регенты, которые имели музыкальное образование, но плохо знали Устав, гласы. Они шли к нам в училище, потому что здесь все знания систематизированы. Это был колоссальный момент развития и для нас, и для них.

015.jpg

Вообще, мы оказались новаторами, потому что в духовных школах нашей страны такого не было, чтобы заочно можно было получить квалификацию «регент церковного хора».

О хоре нашего учебного заведения благодаря выпускникам узнавало все большее число настоятелей малых приходов. Ребят стали приглашать для помощи в проведении архиерейских служб. Тогда у училища благодаря заботам и помощи благотворителей появился свой микроавтобус. Хор учащихся регентско-певческого отделения смог посещать богослужения в разных храмах, монастырях и петь там на архиерейских праздничных службах. За такой помощью в училище обращались настоятели приходов Белорусской Православной Церкви из разных епархий. Студенты старших курсов под руководством опытных преподавателей нашей духовной школы чаще всего сами регентовали на этих службах.

– 10 лет в качестве директора училища – это срок. Оглядываясь назад, каково собственное ощущение: что удалось, что не совсем?

– За эти годы не стыдно. Мы старались искренне и добросовестно делать то, на что было дано благословение. А у кого не получалось – сами уходили, такое тоже было, не без этого. У нас была и есть команда – Педагогический совет, преподаватели. Какие-то моменты и процессы продвигал я, а где-то подключались другие люди. Наше училище – как большая семья.

016.jpg

Знаете, когда выпускники при встрече здороваются, улыбаются и говорят слова благодарности, – это приятно. Это и есть оценка нашей деятельности. Значит, то, что мы делали, было не зря. Да, мы совершали ошибки, может, не так профессионально работали, как хотелось бы, но мы были искренни.

 Church.by

Читайте нас в мессенджерах Telegram и Viber

соцсетях InstagramВКонтакте

Facebook и Одноклассники,

смотрите в YouTube и TikTok 

События

архив

ПнВтСрЧтПтСбВс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5