1 апреля – память праведной Софии, княгини Слуцкой

01 апреля 2017

top.jpgПраведная София жила во время, когда православная вера на территории Беларуси была фактически вне закона. После объявления в 1596 году церковной унии власти Речи Посполитой стали насильно отбирать у православных монастыри, храмы, церковные имения и передавать униатам. Священников, не желавших переходить в унию, изгоняли с приходов, православных мирян силой загоняли в униатские церкви. Православному духовенству запрещалось открыто появляться на улице со Святыми Дарами, церковные требы – крещение, браки, похороны – разрешалось совершать не иначе как за определенную плату, даже мертвых не дозволялось хоронить публично, а только под покровом ночи.

Наиболее влиятельные люди в обществе и государстве – магнаты и шляхта, ранее бывшие опорой Православия, после смерти князя Константина Константиновича Острожского сами постепенно переходили на сторону угнетателей, добиваясь личных выгод.

В такой атмосфере религиозной нетерпимости и ренегатства княгиня София стала защитницей и покровительницей гонимого Православия на Слуцкой земле.

Впрочем, есть попытки на основании отдельных документов, не релевантных жизни, почитанию и общеизвестной, всеми признанной деятельности  святой княгини Слуцкой в поддержку Православной Церкви, поставить под сомнение святость праведной Софии.

Святая София была последней представительницей славного рода князей Слуцких и Копыльских – Олельковичей, потомков великого князя Литовского Ольгерда.

Представители фамилии были известными личностями в Великом княжестве. Так, Владимир Ольгердович правил Киевским княжеством, его сын Александр Владимирович также защищал это княжество, воюя с татарами.

Дед праведной Софии Юрий II Юревич (1532–1578) получил хорошее образование у известного польского педагога Эразма Гличнера, участвовал в Ливонской войне 1558–1583 годов во главе собственной хоругви: под его началом выступило несколько тысяч человек. Некоторое время состоял членом Рады Великого княжества Литовского. Юрий Юрьевич, как и его предки, отличался искренним боголюбием. Женат он был на дочери краковского каштеляна Екатерине Тенчинской и имел трех сыновей: Юрия III, Яна-Симеона и Александра.

Перед смертью Юрий Юрьевич Олелькович составил завещание, в котором в частности сделал одно принципиально важное указание: «Дети, под страхом отеческого проклятия, должны всегда оставаться верными Православию. При нарушении же воли завещателя, лишаются права на наследство».

Отец праведной Софии Юрий III оказался единственным из трех сыновей, кто выполнил завет родителя и сохранил Православную веру.

В 1585 году Юрий III Юрьевич Олелько женился на Варваре, дочери подляшского воеводы Николая из рода князей Кишек. Брак, однако, оказался недолгим – 6 мая 1586 года князь Юрий III скончался, двадцати шести лет отроду. Перед смертью он имел утешение увидеть свою новорожденную дочь Софию, появившуюся на свет 1 мая.

Итак, едва появившись на свет, княжна осталась без отца. Ее мать Варвара спустя семь лет вышла замуж за гомельского старосту Андрея Сапегу.

После смерти многих родственников ближайшими родичами оказалась фамилия Ходкевичей. Заботясь о последней представительнице Слуцких князей, Ходкевичи, между тем, преследовали и свои личные интересы. Будучи большими должниками у князей Радзивиллов, они решили погасить долги за счет приданого малолетней княжны. В 1594 году состоялось соглашение между ее опекуном Юрием Ходкевичем и гетманом Великого княжества Литовского князем Христофором Николаем Радзивиллом. Здесь и договорились о заключении брака, но церковные каноны позволяли свадьбу лишь с достижением невестой 13,5 лет.

Несмотря на многочисленные попытки опекунов Софьи – магнатов Юрия и Иеронима Ходкевичей склонить несовершеннолетнюю девочку в католичество (возможно не только по мировоззренческим, но и по меркантильным соображениям), будущая княгиня Слуцкая сохранила свою веру. Брак Софии неоднократно становился средством выяснения отношений Ходкевичей и их противников.

Так однажды чуть не привело к войне между Ходкевичами и Радзивиллами.  В связи с этим для мирного разрешения конфликта в Вильну из Варшавы  прибыли четыре сенатора. Они имели к обеим сторонам королевские письма, а также устный наказ, чтобы никаких разрушений в Речи Посполитой не производить, но законно или по-приятельски спор приватно решить. Стороны, однако, приняв с честью и благодарностью королевское послание, стали высказывать посредникам взаимные обиды и претензии.

Взаимные разбирательства между спорящими сторонами, однако, продолжались. Закончились они 8 июня 1600 года, когда, наконец, в трибунале стороны договорились о браке между Софией и Янушем. Свадьбу решили справить 1 октября 1600 года в резиденции Иеронима Ходкевича в замке Брест-Литовском. Кроме всего прочего было подтверждено, что Януш Радзивилл после женитьбы не будет принуждать княжну Софию к перемене вероисповедания.

1 октября в воскресный день в Бресте состоялась торжественная церемония бракосочетания Софии и Януша. Когда были улажены все формальности относительно вступления в наследственные права, молодожены уехали в Слуцк.

Показательно, что прибытие туда четы Радзивиллов сразу же отразилось на церковных делах. Сохранилось письмо униатского митрополита Ипатия Поцея к Николаю Радзивиллу Сиротке с жалобой на князя Януша, что тот под влиянием молодой жены выгнал из слуцкого Свято-Троицкого монастыря митрополичьего представителя и взял обитель под свое попечение, то есть отобрал ее у униатов.

В 1603, 1605, 1606 годах князь Януш избирался послом на сеймы, где возглавлял кальвинистскую и православную группы депутатов, отстаивая религиозные и политические права некатоликов. Выступал против политики Сигизмунда III, стремившегося к ограничению прав некатолической части населения Речи Посполитой. В 1606–1607 годы Януш стал одним из руководителей шляхетского восстания (рокоша) против короля. Впоследствии он помирился с монархом, но участия в государственных делах больше не принимал.

В постоянном беспокойстве и тревоге за мужа святой Софии приходилось много времени проводить одной, самой управляться в княжестве. Вместе с тем юная княгиня направила свою любовь и попечение на сохранение и утверждение Православия в условиях возрастающего гнета со стороны католиков и униатов.

Святая София превратила принадлежавший ей Слуцк в твердыню Православной веры, твердыню – одну из немногочисленных в крае. Княгиня оказывала материальную и моральную поддержку духовенству и жителям города Слуцка, объединившимся в Преображенское братство. Ей были присущи щедрость и простота. По ныне существует живое предание, что княгиня пешком приходила в построенную на ее средства Покровскую церковь на Миргоре, куда в день Покрова Пресвятой Богородицы стекалось большое количество богомольцев из разных мест.

Кроме заботы о благолепии храмов и монастырей, княгиня София с мужем Янушем принимала живое участие в церковных делах. Она убедила супруга исходатайствовать у короля грамоту о запрещении в их владениях насильно принуждать православных к унии, чем обеспечила юридическую защиту конфессиональных интересов своих подданных.

Как видим, княгиня София с мужем старалась всячески поддержать Святое Православие в своих владениях.

Недолго, однако, судил Господь жить на земле благочестивой княгине. Слабое здоровье ее истаивало от многообразных забот и скорбей, которых пришлось ей испытать в жизни, несмотря на знатное положение, в избытке. Святой Софии довелось пережить сиротство, затвор, интриги, тревоги, душевную боль, смерть детей – оба ее ребенка умерли в младенчестве. А многого мы и не знаем… Но это были те скорби, которыми «надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22).

19 марта 1612 года в имении Омелево во время третьих родов Слуцкая княгиня София скончалась. Родившуюся дочь назвали Екатериной. Однако девочка-младенец ненамного пережила страдалицу мать и вскоре умерла, не прожив и суток.

За праведную жизнь Господь прославил Свою избранницу нетлением мощей и чудотворениями от них. Постепенно среди жителей Слуцка начали распространяться известия о чудесах, совершавшихся у гроба Софии. В народе княгиня стала почитаться как блаженная, покровительница больных женщин, особенно рожениц. Со временем сложилась традиция, по которой благочестивые горожанки периодически делали между собой складчину и на собранные пожертвования готовили шелковое или атласное платье, в которое избранные женщины переодевали нетленное тело княгини. Очевидцев поражала его удивительная сохранность: оно имело цвет светло-желтого воска, зубы, нос, глаза, волосы, брови и ресницы были целы, глазные яблоки выпуклы. Переодевавшие тело женщины свидетельствовали, что оно даже сохраняло определенную мягкость. Мощи святой обычно были закрыты и показывались лишь избранным людям.

Посетивший в 1904 году Слуцк польский исследователь Юзеф Смолиньский, так описывает мощи святой: «Мелкие правильные черты лица сохранились почти нетронутые временем. Красивый удлиненный овал лица, нос прямой, чело правильной формы, лукообразное очертание уст, волосы светло-русые, даже глаза под веками выпуклые дают представление о известной красоте княжны Софии Олельковны. Прекрасные небольшие руки с длинными пальцами и изящными ногтями крестообразно сложены. Голова и руки воскового цвета настолько усохли, что производят впечатление, как будто принадлежат четырнадцати- или пятнадцатилетней девочке».

В первые годы Советской власти мощи были вскрыты и перевезены в Минск, в анатомический музей Медицинского факультета Белорусского государственного университета. Во время войны они были спрятаны и хранились в подвале у одной из верующих женщин. Лишь в послевоенные годы они были перенесены в Свято-Духов собор, где и находятся по сей день.

3 апреля 1984 года, согласно рапорту Высокопреосвященного Филарета, митрополита Минского и Белорусского по благословению Патриарха Пимена, святая праведная София Слуцкая была включена в Собор Белорусских Святых. Так Промыслом Божиим святая София сделалась покровительницей не только Слуцкой земли, но и всей Беларуси.

Святая праведная мати наша Софие, моли Бога о нас!

Тропарь праведной Софии, княгине Слуцкой

глас 5

Блаженная мати Софие,/ нетлением мощей и чудес сиянием почти тя Бог;/ поминающе твое праведное житие,/ тя молим испросити/ телесем нашим здравие и душам спасение.

 

Трапар праведнай Сафіі, княгіні Слуцкай

Глас 5

Святая праведная маці наша Сафія, / нятленнем мошчаў і ззяннем цудаў ушанаваў цябе Бог, / і мы, памінаючы тваё праведнае жыццё, / молім цябе выпрасіць целам нашым здароўе // і душам спасенне.

 

 По по материалам автора-составителя священника Гордея Щеглова


Sabor.by
/ Pravminsk.by 

События

архив

ПнВтСрЧтПтСбВс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30